Официальный Сайт Бахытжана Джумадилова
  KazAKi-Razboiniki
 

КазАКи - разбойники...        

       Вы когда-нибудь видели, как пишутся законы? Ну, любые – о Земле там, о Гражданстве, об Авторском праве…  Я, например, не видел. Да и вы вряд ли…   Хотя мне казалось их написание, а тем более принятие, должно быть призрачно-прозрачным, как совесть. Но кто-то же их сочиняет, редактирует, рецензирует. Затем этот Закон читают-перечитывают, чиркают-перечёркивают, дополняют-заполняют, думалось мне. Думалось так ровно до тех пор, пока случайно не попался “Закон об авторских и смежных правах”. Название-то какое странное – “…о смежных правах”. Ну, да ладно! Закон он и есть закон - чтобы исполнять, а не рассуждать и тех, кто “…честно жить не хочет” – привлекать! Вот-вот – “привлекать” как раз моё внимание и привлекло.
 Дело началось до банального просто. Ко мне обратился мой старый знакомый ещё по студенческой скамье (прошу не путать с другими скамьями!). Назовём его Бахытжан Джумадилов, скажем, бывший участник какого-нибудь ансамбля, к  примеру, ВИА “Дос-Мукасан”. Так вот, Баке “попал”, что называется на 300 У.Е. благодаря именно этому Закону о смежных. Года два-три назад его маленькая 5-летняя дочь спелав репертуар песню никому не известного до той поры (да и теперь) некоего Ондасынова. Нормальная песня, простая как мясной фарш. Причём, отметил Бахытжан, песню эту предложили в детском центре “Бозторгай”, уверив, что с автром-де проблем не будет - до того момента песню озвучила и неплохо певица Б. Шадаева. А затем и другие исполнители разных возрастов перепели её вдоль и поперёк.
Прошло некоторое время, год может быть или даже два, как однажды на улице моего друга остановил незнакомец – пожилой мужчина лет 60-70 и представился: “Я - Ондасынов”. Ну, и что – хотел было ответствовать опешивший Бахытжан, но промолчал и вежливо поинтересовался - кто же это перед ним. Тот оказался автором одной-единственной песни. Той самой.. Приятно поговорив, они расстались почти друзьями – человек был рад, что песня его звучит в исполнении уже популярной  6-летней певицы всюду – на радио, по ТВ каналам, на закрытых мероприятиях в Астане, Туркестане. Так и разбежались. Через какое-то время агашка позвонил и пригласил к себе в студию. Ну, скажем так, что “студия” – слишком громко сказано. На деле это оказалась маленькая комната с обшарпанными  стенами с двумя пожелтевшими плакатами и разбитым вдрызг фортепиано. Хозяин студии (хм! хм!) стал предлагать свои произведения, как две капли росы похожие друг на друга и на чужие одновременно. 
“Существует всего семь нот! Семь. И немудрено, что вещи,  бывает, в чём-то перекликаются” – ответствовал автор и продолжал заплетающимися пальцами стучать мелодии, написанные не нотами и даже не цифрами, а словами: «ДО-РЕ-МИ-ДО-РЕ-ДО! ДО-РЕ-МИ-ДО-РЕ-ДО»..

Короче, снова из чистой вежливости Баке “выбрал” одну песню с до боли знакомым названием “Кайдасын – Где ты”. Спустя ещё некоторое время Ондасынов снова позвонил и стал настоятельно зазывать моего знакомого вместе с юной дочерью на свой авторский вечер в ЖенПИ. И снова Баке не смог отказать пожилому человеку. Был концерт, цветы, банкет и даже гонорар. Почему я так подробно пишу об этом. Только для того, чтобы вместе с вами разобраться во всём, что произойдёт далее.
А дальше… Дальше девочку-певунью, кстати, обладающую уникальным голосом, пригласили на фестиваль детской песни в Каир. Девочка там среди 127 участников из более чем 30 стран мира, становится призёром, получает из рук первой леди страны Сюзан Мубарак  Диплом и денежный приз.
Гордость за талантливую дочь, радость за флаг страны, поднятой в её честь, приём в посольстве РК в Каире – всё смешалось. Дома ждали поздравления, газетные статьи, телеинтервью, сачстье и радость. И разочарование…
Через три-четыре дня Бахытжан Джумадилов звонит одному из авторов одной из трёх песен прозвучавших на фестивале. Кому вы думаете? Не к М.Кусаинову или Д.Сулееву, чьи песни также исполнялись на древней земле Египта. Ну, конечно Ондасынову! Но после слов “Агашка, мы приехали с победой! Ваша дочка выиграла!” стояла долгая и неприличная пауза. Станиславский просто захлопал бы в ладоши – настолько долгой и многозначительной она была. Затем на другом конце провода изрекли чётко и внятно, как обычно набиват стрелку рекетиры – “Ты парень брось! В 15:00 жду тебя возле ТЮЗа. В конверт положи 1500 долларов. Отдашь их мне…”.
Теперь паузу держал Баке. 
Позже он мне признался, что он не вчера родился и в знак благодарности каждому из авторов исполненных на фестивале песен привёз саркыт, как принято по обычаям… Зная положение всех казахстанских музыкантов, певцов, композиторов, думал вручить-таки конверт именно ему – Ондасынову. “Знаешь, что меня убило, - чуть ли не со слезами на глазах, говорит мне Бахытжан, - непорядочность и равнодушие. Если бы старик произнёс два слова – да, мол,  поздравляю- клянусь, я бы в кровь расшибся, но отдал бы что положено… Тогда я  встал на дыбы!”. Целых два-три года песню можно было петь, ибо она раскручивалась и тем самым популяризировала автора тоже, а тут – “Я вам разрешения не давал!”. А гонорар, а банкет, а концерт, а свидетели? 
Ровно через неделю после разговора, автор подаёт Исковое заявление на 7-летнюю девочку в суд.
Приехали! Правда, у старикашки хватило ума призвать в ударные силы Казахстанский Авторский комитет. Последним, правда, его не хватило, и они бросились защищать обиженного. Никто из уважаемых дяденек в пылу охотничьего азарта даже и не вспомнил - скольких трудов стоило отцу научить девочку  грамотно петь, выходить на большие и огромные сцены, участвовать в международных конкурсах и фестивалях и достойно защищать честь своей и, кстати, их тоже, страны.  Спонсоры – фонд «Сорос-Казахстан», городской фонд «Бобек», фирмы «Айсель», Дарис-ТТЕ, бутик «Айя» и Накопительный фонд «Умiт» смогли увидеть в поющей кнопочке талант и нашли возможность помочь осуществить поездку. 
А эти… Так и чешутся руки изобразить карикатуру -–огромные дяди-костоломы с дубинами с надписью “Закон об авторстве” и испуганно присевшая девочка. Жаль, что я не художник…
Были разбирательства, препирательства. Бахытжан сделал добрый жест: дабы не травмировать ребёнка только-только начавшего жить, согласился на мировую, с выплатой $300 потерпевшему.
 «Невесть какие деньги! Отдам, конечно! – говорит Бахытжан Джумадилов, - но что за Закон такой?».
Да нормальный такой Закон! Даже после своей смерти автор или его правопреемники  ещё в течений 50 лет имеют все права на  произведение. В любой момент могут запретить исполнение, тиражирование и т.д.
А что же исполнитель? Ведь он наравне с автором внёс свою творческую лепту в произведение – своё прочтение, обработку и исполнение. Понёс экономические затраты – аранжировка, запись, раскрутка в СМИ… А вот у многочисленной армии певцов и музыкантов, кто в общем-то и делает сочинителю стихов или автору музыки ИМЯ, у него-то оказалось прав и нету.
В последнее время участились скандалы типа «автор-исполнитель»: то  «АБК» судится с кем-то, то Нагима разбирается… 
Тихо сидит какой-нибудь из авторов в кустах, ну точно как гаишник или что твой соловей-разбойник. Услышал – там певец  Х-ов или певица У-ова заработал денежку. Ату его! Вылетает из засады и айда! гонять по судам и судебным исполнителям. Врёшь, не уйдёшь! Плати, зараза!  
И действительно уйти-то некуда. Прикинется иной автор простаком – не-а, говорит, не давал тебе своего благословения… Оп-па! Как говорится, я сам хозяин своему слову – хочу держу, хочу – нет! Так ведь и сделал Ондасынов, который САМ должен был при первой же встрече НАСТОЯТЬ на заключении Авторского договора. Ушлый мужичонка промолчал и засел с батогом у обочины большой дороги. Попал Баке... Хитрая такая статейка имеется в Законе на все случаи годная – «исполнение произведения без разрешения и вывоз его за границу».   Тут и до контрабанды недалеко и предательства Родины. Что-то уж больно знакомые формулировки, чуешь? Где-то уже это было…  В прошлой жизни, что-ли?
А что ВААП, то бишь - КазАК? По сути, не девочка и не её папаша решали - что петь и как. Организаторы этой поездки должны были подсуетиться и с автором развести все «да» и «нет». А дяди охраняющие авторские права что, не догоняют, что ли? Ещё как догоняют! И по кумполу, и по кумполу тем Законом! А у них свой интерес – от 5 до 25 процентов отбитого  на большой дороге принадлежит им. С этим у них строго! Рождены, чтоб сказку делать былью. Была сказка – теперь быль!  Тем и живут. А на большее - чего-то не хватает… 
«Не виноватая я!» – вопила героиня из «Бриллиантовой руки». Вот и думаю я, что скорее не исполнитель виноват, что Закон написан однобоко, трактуется кому как бог на душу положит, не пропагандируется как следует среди тех кому он нужен. Что-то не было слышно семинаров и ликбезов, уважаемые  КазАКовцы. Видел я вашу тонюсенькую папку Договоров с авторами. Не густо уговорили. Аль веры в вас нет? 
Не стреляйте в музыканта ведь он играет и поёт, как может! Виноваты устроители всевозможных шоу, представлении, концертов и пр. увеселительных мероприятии. Вот с них и надо требовать Рапортички или Репертуарные листы (называйте  как хотите!), которые они ОБЯЗАНЫ представлять в КазАК ЕЖЕНЕДЕЛЬНО! Так было в недобрые, как теперь оказалось, и о-о-чень старые времена. В той стране, откуда мы все родом, существовал ВААП – Всесоюзное Агентство Авторского права. Каждый администратор концерта, он же его устроитель, обязан был сдавать подробный отчёт в местное представительство. Для особо одарённых сообщаю – там, в так называемой рапортичке чётко обозначалось следующее: когда и где проводится концерт (банкет, шоу и пр.), название произведения, ФИО авторов музыки, слов и исполнителя. В противном случае мероприятие просто от-ме-ня-лось!  ВИНОВНЫЕ ТУТ ЖЕ НАКАЗЫВАЛИСЬ РУБЛЁМ
Что изменилось, господа хорошие? Государство ли наше стало настолько богатым, что бесконечно будет дотировать все ваши расходы – эти переезды из здания в здание (следы, что ли, путают?),  нескончаемые ремонты, оргтехнику и, естественно, заработную плату (т.е. плату за РАБОТУ!). Оторвите вы,  наконец, свои достопочтенные спины от удобных кресел с подогревом. Побегайте по авторам. Отнюдь не 15-20 человек их, как в вашем досье. В одной только Алматы найдётся не одна тысяча композиторов, поэтов, драматургов. А помножьте на мизерный годовой взнос – 100 тенге с автора. Вынесите Постановление, Решение, Закон, в конце-концов, обязывающее организаторов любого массового зрелища сдавать загодя Рапортички, без коих мероприятия не будет! Чего-чего, а  писать и гонять вы наловчились! 
А заставить исполнить то, что принято Парламентом и подписано Президентом, слабо? Для того вы и приставлены к тому месту, где вы сидите, не правда ли? 
Сидите. Пока.

 

                                      

 
  Всего было уже 40236 посетителейздесь!
Designed by Freaky&Jako © All rights reserved 2009
 
 
Официальный сайт Бахытжана Джумадилова
Этот сайт был создан бесплатно с помощью homepage-konstruktor.ru. Хотите тоже свой сайт?
Зарегистрироваться бесплатно